как запах купеческих сапог стал легендой Chanel
В парфюмерии под названием «русской кожи», или Cuir de Russie, скрывается аромат юфти — кожи, выделанной особым способом и пропитанной берёзовым дёгтем.
Кожаные сапоги середины XVI века. Музей Москвы.
Кожа в разных странах пахла по-своему — в Испании её ароматизировали жасмином и пряностями, в Италии — миндалём и ирисом. Но только в России смолу берёзы использовали как пропитку, а позднее добавили к ней жир морского зверя, благодаря чему юфть стала товаром государственного масштаба и предметом экспорта по всей Европе.
Запах дёгтя начали воспринимать как символ прочности, путешествий и роскоши, и он постепенно вошёл в культуру, моду и даже библиотечный быт — ведь русской юфтью переплетали книги в Британии.
С развитием парфюмерии кожа превратилась из сырья в красивый образ: особый «русский» аккорд стал ассоциироваться с аристократией, военной выправкой и дорогими дорожными вещами. К началу XX века кожаные ноты вошли в формулы многих домов, достигнув пика популярности в 1920–1930-е, когда Европа переживала увлечение русскими темами и наплыв русской эмиграции после революции.
Именно в это время Коко Шанель, вдохновлённая иммигрантами, театром Дягилева и работой парфюмера Эрнеста Бо, вернула кожаным ароматам статус модного символа. Так появился легендарный Cuir de Russie — уже не ремесленный запах юфти, а высокая парфюмерия, в которой древесный дегтярный шлейф стал частью элегантности, власти и ностальгии по «русскому мифу».
Этот плотный, дымно-смолянистый запах был известен в Европе ещё с XVI века, задолго до мифов о казаках, якобы поразивших им Париж после победы над Наполеоном.
На самом деле европейские ремесленники и аристократы уже давно покупали русскую выделанную особым способом кожу для обуви, переплётов, галантереи и мебели: она славилась водостойкостью, долговечностью и узнаваемым «дымным» ароматом.
Сегодня аккорд русской кожи остаётся редкой, но престижной нотой, которую парфюмеры используют как символ характера и внутреннего благородства. Современные мастера часто создают «юфть» уже не дёгтем, а сложными сочетаниями берёзовых, древесных, табачных и анималистичных нот.
«Сие есть дух столь своеобычный, что никакой другой ему не подобен, и всякий, единожды его вдыхавший, обмануться уже не может»
«Экономическая энциклопедия». Германия, 1784 год.