РГА ВМФ Фонд Р-2239, Опись 1, Ед.Хр.6245 «Астарта»,посыльное судно (б.яхта) на рейде
Заметка об августовском наводнении 1918 года: оно произошло 24 числа. Вода поднялась на 2 метра 24 сантиметра, из-за чего это наводнение вошло в историю Петербурга, как одно из наиболее крупных.
Д. А. Лухманов (фото: wikipedia.org)
Фотографии на борту «Астарты» из альбома А. Н. Брусницына (фотографии из семейного архива потомков Брусницыных - Головиных)
После этого яхта перешла в ведение Военно-морского ведомственного комитета. В один из дней финский кабордажник «Куулу» навалился на «Астарту» из-за заглохшего двигателя и крайне сильного прижимного ветра. Оба судна были не сильно повреждены, однако капитан кабордажника неумелой попыткой спешно отойти от борта «Астарты» нанес еще больший ущерб, и ему предъявили иск. На «Астарте» было выдавлено три бортовых иллюминатора, сорван краснодеревный планширь, погнут фальшборт и сделаны две вмятины в наружной обшивке.
В 1921 она стала учебным парусным судном, была передана в Плавсостав Ускоренных курсов техников комсостава флота. В первом же плавании яхта села на мель в Финском заливе. И во время шторма затонула в районе бухты Батарейная. Далее представлена выдержка из вахтенного журнала, чтобы восстановить ход событий:
Также сохранились акты несостоявшейся передачи яхты владельцу. При передаче «Астарты» обратно требования владельца (А.Н. Брусницына) заключались в том, чтобы выгрузить уголь в количестве 1500 пудов, равно и весь балласт. Отвести яхту в Гребной порт для приведения ее в первоначальный вид средствами казны. Вручить ему акт осмотра котла от 19 мая Комиссией при Свеаборгском порту и разрешение пригласить экспертов для детального осмотра корпуса, машины и котла. Затем производить повторный осмотр комиссией.
Мнение комиссии были таковы, что требования владельца весьма справедливы. Впредь до осмотра «Астарта» оставлена на временное хранение в ведении Командира на пристани у Английской набережной.
По оценкам корабельного инженера Сергея Александровича Шульца на ноябрь 1917 года стоимость работ по акту для восстановления «Астарты» в прежнем виде составила бы 115 тысяч рублей. Это «не считая выправления могущих оказаться вмятин на корпусе». Стоимость таковых же работ на частной верфи добавили бы к цене еще 35−50%. Стоимость яхты на 1917 год, по мнению доверенного лица Брусницыных П. Смирнова, оценивалась в 1 миллион рублей, против «мирного времени», когда она была оценена всего в сто тысяч. Стоимость же ее полного ремонта — не менее чем в 150 тысяч.
По акту осмотра в Свеаборгском порту комиссия признала котел не пригодным к ремонту. При том что в 1909 году той же комиссией котел был признан абсолютно исправным".
Тенденция к тому, чтобы не выполнять работы на «Астарте» прослеживалась уже в актах осмотра в 1916 году:
В нашем повествовании нельзя обойти стороной важнейшую часть яхты: ее экипаж. Александр Николаевич щепетильно относился к подбору людей, поэтому передал это дело доверенному человеку в лице старшего механика завода Петру Парфеньевичу Сидорову.
С ним и яхту покупали и принимали, и в Петербург ее переправляли. По воспоминаниям Лухманова условия работы капитаном «Астарты» были следующими: «служба с мая по сентябрь. В мае капитан принимает яхту от завода Крейтона в Гельсингфорсе, где она зимует, и приводит в Петербург, а в первых числах сентября отводит обратно в Гельсингфорс и сдает Крейтону. Затем капитан свободен; хочет — весной нанимается опять, не хочет — как хочет. Платит Брусницын капитану за четыре — четыре с половиной месяца работы две тысячи рублей и дает полное яхт-клубское обмундирование». Плавания «Астарты» под командованием Лухманова так и не случилось. Скорее всего, связано это было со следующими событиями…
18 мая 1915 года Александр Николаевич Брусницын был уведомлен о том, что морская паровая яхта «Астарта» по законам военного времени о военно-судовой повинности привлечена к мобилизации Петроградским Портом. Первоначально речь шла лишь о 4х летних месяцах, но так как война затянулась, а яхта потерпела крушение, то к своему прежнему владельцу она никогда уже не вернулась.
На момент 1915 года в команду экипажа входили: капитан, штурман, 6 матросов, механик-машинист, помощник машиниста, 4 кочегара. В советское время состав команды включал в себя еще и боцмана, рулевых, сигнальщика, кока и содержателя (завхоза).
С этого момента капитаном на яхте становится Николай Александрович Сакелари (1880−1936). Участник «Цусимского сражения», во флоте с 1903 года. Он долго жил на одной из линий Васильевского острова. Его хорошо знали моряки и военного, и торгового флота. После окончания Морской академии с серебряной медалью, он был назначен флагманским штурманом Учебного отряда кораблей Морского кадетского корпуса. А с 1915 по 1918 г. командовал учебными судами «Астарта» и «Рогнеда».
Первую аварию яхта потерпела еще в 1918 году, из-за чего Александр Николаевич не принял «Астарту» обратно (так как состояние яхты абсолютно не соответствовало оценке 1915 года). Детали аварии прописаны в описи по делу «О первой аварии Астарты в сентябре 1918 года (после августовского наводнения в Петрограде затонувшей в бассейне Гребного порта)»:
Возможно, приобретая яхту, Александр Николаевич замышлял, чтобы «Астарта» послужила немного другой цели, не просто развлечению: он стремился попасть в Императорский яхт-клуб, чтобы познакомиться с влиятельными людьми и привлечь дополнительные средства на меценатство и благотворительность. Однако, не смотря на то, что Александр Николаевич был в звании коммерции советника и гласного Петербургской думы и являлся Почетным гражданином Петербурга, он не смог стать частью Императорского яхт-клуба, «Астарта» так и осталась в Невском речном клубе, о чем свидетельствуют заметки из газеты «Русский инвалид» № 140 от 28 июня 1909. К сожалению, Брусницын не был дворянином и не был приближен к императорской семье. Именно эти обстоятельства могли помешать ему приблизиться к цели.
В 1909 году в Петербурге пышно праздновали 200-летний юбилей Полтавской победы. В военно-морском параде принимала участие и «Астарта». «С утра столица была расцвечена флагами, иностранные посольства также подняли над отелями свои государственные флаги. Красавица Нева, начиная от Николаевского моста до С.-Петербургской крепости представляла при великолепной солнечной погоде необыкновенно оживленную картину. Линия судов выстроилась на всем названном протяжении. Здесь были и канонерские лодки: «Гиляк», «Кореец», «Сивуч» и «Бобр», и эскадренные миноносцы: «Пограничник», «Рьяный», и яхты Императорского яхт-клуба «Зарница» и «Данница» и С-Петербургского речного яхт-клуба «Астарта» — писали газеты.
Место зимовки яхты было указано как Гельсингфорс (Финляндия), Сандвинский корабельный док. В Петербурге же яхту швартовали на пристани прямо у Кожевенного завода, по адресу: В. О. Кожевенная линия, 30. Район плавания был определен в Балтийском море.
После того, как «Астарту» перевели в Петербург, она использовалась не так часто, в основном стояла «на бочке» против Николаевского моста. Дальние плавания не устраивались. Александр Николаевич любил свое детище, судя по альбому, подаренному племяннику в день 18-летия — где представлено много семейных фотографий на яхте, но он не был морским волком — его укачивало на воде. К тому же Брусницын не любил бросать свое дело, да и как утянуть с собой в моря купечество? Ходили на «Астарте» только на финские шхеры: спокойно, яхта не сильно качается и компания всегда найдется.
«Все работы, поименованные в акте осмотра от 21 августа 1915 года, надлежащие исполнению Морским ведомством к сроку 15 мая 1916 года — не выполнены. Кроме того вся деревянная обшивка яхты по фальшборту оказалась снятой для полировки».
«С 9 на 10 сентября 1918 года вследствие большой убыли воды, около 2х футов ниже ординара, яхта обмелела и села кормовой частью на деревянную стлань, каковая имеется по всему бассейну,
в тоже время, яхта имеет острое подводное образование безусловно не могла устоять, т.к. стлань не позволяла врезаться корпусу яхты в грунт, а потому она сильно накренилась. От полученного большого крена лопнул правый кормовой перлин яхты и она легла на левый борт. На это место для стоянки яхта была переведена из-за того, что на середине бассейна у продольного бона все сваи
и кусты сорвало и ошвартоваться было не за что. Поставить же яхту на якорь было опасно, тк на него из-за малой глубины могли натолкнуться другие суда. Яхта была переведена на место аварии
в июне 1918 года. Места же стоянки более удобного, как у бона, в Гребном порту нет, в виду отмелых берегов. А поставить в канале нет возможности — будет мешать судоходству, погрузке
и выгрузке, а также подъему и спуску судов в канале» — писал в своем рапорте заведующий Гребным портом Фролов.
Вахтенный журнал последнего плавания яхты «Астарта» за 1921 год