«Астарта» яхта

братьев Брусницыных
трагическая история яхты,
названной в честь финикийской богини любви и плодородия
«Саша служил лоцманом в Петербургском морском порту и отлично знал все пароходные конторы
и
все суда, посещающие порт.
— Да, — сказал он, когда выслушал мою повесть,
— дело твое нелегкое, Вот разве что…

Ты Брусницына знаешь?
— Не слыхал.
— И про «Астарту» ничего не слыхал?
— Не приходилось. Что «Астарта», их пароход, что ли?
— Па-ро-ход, — протянул Саша. — Не пароход,
а громадная паровая яхта. Старший Брусницын отбил ее у шведского наследного принца!»
Яхты на рейде в Заливе. Фотография с борта Астарты (из семейного архива потомков Брусницыных - Головиных)
Яхта «Астарта» (из семейного архива потомков Брусницыных - Головиных)
Случилось это в 1899 году, когда средний из братьев Брусницыных приезжал в Стокгольм, чтобы заказать новые машины для своих фабрик. Шведский заводчик повез его осматривать заводы: механический, судостроительный и др. Вот привели его на эллинги. 

И там Александр Николаевич увидел ее. «Почти законченную большую, метров на шестьдесят, паровую красавицу яхту: корпус окрашен белой эмалью, подводная часть светло-зеленая, на носу золоченый голубь с тянущимися от него вдоль борта резными золочеными ветвями, рубки, мостик — лакированного красного дерева, светло-желтая приземистая труба, мачты, как стрелки».


Из воспоминаний несостоявшегося капитана «Астарты» Д. А. Лухманова:

«„Астарта“ была вытащена на эллинг и красилась. Я залюбовался ее удивительными обводами: это была настоящая, чистокровная морская скаковая лошадь. Она должна была резать воду, как нож масло, и всплывать на волну, как утка. Отделка ее, как внутренняя, так и наружная, была поразительна. Все так называемые „дельные“ вещи на палубе, обычно представляющие собой чугунные отливки и железные поковки, крашенные масляной краской и лишь иногда на дорогих и небольших судах оцинкованные, были на „Астарте“ из полированной бронзы. Каюты самого яхтовладельца, его гостей, столовая, гостиная, курительная поражали солидной роскошью. Тут не было ничего „под“, все натуральное: красное гондурасское дерево, сатиновое дерево, розовое, „птичий глаз“, первоклассный итальянский мрамор, тисненая кордуанская кожа и мягкий русский сафьян, тяжелые ткани лионского шелка, парча, золоченная через огонь художественная бронза».
[Д.А. Лухманов «Жизнь моряка"]
Дельные вещи на яхте - важные вспомогательные элементы, без которых невозможно было бы поднять паруса, управлять ими, пришвартовываться к берегу.
А.Н. Брусницын (фото из семейного архива

потомков Брусницыных - Головиных)
Швед-заводчанин честно рассказал кронпринцу, что ему грозит срыв многотысячного контракта с русскими, если не выполнить желание Брусницына. Его высочеству предложили компромисс: построить для него новую яхту в шестимесячный срок и доплатить сверху 100 тысяч крон из-за неурядицы. Принц был не против такого заработка, поэтому разрешил продать яхту русскому богачу ради развития отечественной промышленности. 

Так мануфактур-советник Александр Николаевич Брусницын приобрел в Стокгольме на заводе Линдберга паровую морскую яхту «Астарта», построенную в 1899 году. А в июле 1899 она уже была приведена под русским флагом в порт Санкт-Петербург. 
По данным из дела об исполнении военно-судовой повинности, Александр Николаевич приобрел яхту «Астарта» за 110 тысяч рублей, для сравнения 10 тысяч рублей — это годовой оклад чиновника Российской Империи уровня Сенатора. Но так как никаких подтверждающих документов Брусницыным представлено не было, то для оценки была создана специальная комиссия, и в 1915 году стоимость яхты, вместе с находящимся на ней инвентарем, по мнению экспертов, составила не менее 100 тысяч.
Между русским промышленником и шведским заводчиком состоялся такой диалог:
— Сколько она стоит?
— Это яхта для наследного принца. Я не смогу ее Вам продать, как я представлю это его высочеству?
— Да сколько же стоит? Готов дать вдвое больше!
— Ну Вы поймите, господин Брусницын, через две недели я должен ее по контракту сдать его высочеству. Послезавтра она будет спущена и сразу пойдет на пробные испытания. Как же я могу ее вам продать?!
10 =
000
РГА ВМФ Фонд Р-2239, Опись 1, Ед.Хр.6245 «Астарта»,посыльное судно (б.яхта) на рейде
Заметка об августовском наводнении 1918 года: оно произошло 24 числа. Вода поднялась на 2 метра 24 сантиметра, из-за чего это наводнение вошло в историю Петербурга, как одно из наиболее крупных.
Д. А. Лухманов (фото: wikipedia.org)
Фотографии на борту «Астарты» из альбома А. Н. Брусницына (фотографии из семейного архива потомков Брусницыных - Головиных)
После этого яхта перешла в ведение Военно-морского ведомственного комитета. В один из дней финский кабордажник «Куулу» навалился на «Астарту» из-за заглохшего двигателя и крайне сильного прижимного ветра. Оба судна были не сильно повреждены, однако капитан кабордажника неумелой попыткой спешно отойти от борта «Астарты» нанес еще больший ущерб, и ему предъявили иск. На «Астарте» было выдавлено три бортовых иллюминатора, сорван краснодеревный планширь, погнут фальшборт и сделаны две вмятины в наружной обшивке.

В 1921 она стала учебным парусным судном, была передана в Плавсостав Ускоренных курсов техников комсостава флота. В первом же плавании яхта села на мель в Финском заливе. И во время шторма затонула в районе бухты Батарейная. Далее представлена выдержка из вахтенного журнала, чтобы восстановить ход событий:
Также сохранились акты несостоявшейся передачи яхты владельцу. При передаче «Астарты» обратно требования владельца (А.Н. Брусницына) заключались в том, чтобы выгрузить уголь в количестве 1500 пудов, равно и весь балласт. Отвести яхту в Гребной порт для приведения ее в первоначальный вид средствами казны. Вручить ему акт осмотра котла от 19 мая Комиссией при Свеаборгском порту и разрешение пригласить экспертов для детального осмотра корпуса, машины и котла. Затем производить повторный осмотр комиссией.

Мнение комиссии были таковы, что требования владельца весьма справедливы. Впредь до осмотра «Астарта» оставлена на временное хранение в ведении Командира на пристани у Английской набережной.

По оценкам корабельного инженера Сергея Александровича Шульца на ноябрь 1917 года стоимость работ по акту для восстановления «Астарты» в прежнем виде составила бы 115 тысяч рублей. Это «не считая выправления могущих оказаться вмятин на корпусе». Стоимость таковых же работ на частной верфи добавили бы к цене еще 35−50%. Стоимость яхты на 1917 год, по мнению доверенного лица Брусницыных П. Смирнова, оценивалась в 1 миллион рублей, против «мирного времени», когда она была оценена всего в сто тысяч. Стоимость же ее полного ремонта — не менее чем в 150 тысяч.

По акту осмотра в Свеаборгском порту комиссия признала котел не пригодным к ремонту. При том что в 1909 году той же комиссией котел был признан абсолютно исправным".

Тенденция к тому, чтобы не выполнять работы на «Астарте» прослеживалась уже в актах осмотра в 1916 году:
В нашем повествовании нельзя обойти стороной важнейшую часть яхты: ее экипаж. Александр Николаевич щепетильно относился к подбору людей, поэтому передал это дело доверенному человеку в лице старшего механика завода Петру Парфеньевичу Сидорову.
С ним и яхту покупали и принимали, и в Петербург ее переправляли. По воспоминаниям Лухманова условия работы капитаном «Астарты» были следующими: «служба с мая по сентябрь. В мае капитан принимает яхту от завода Крейтона в Гельсингфорсе, где она зимует, и приводит в Петербург, а в первых числах сентября отводит обратно в Гельсингфорс и сдает Крейтону. Затем капитан свободен; хочет — весной нанимается опять, не хочет — как хочет. Платит Брусницын капитану за четыре — четыре с половиной месяца работы две тысячи рублей и дает полное яхт-клубское обмундирование». Плавания «Астарты» под командованием Лухманова так и не случилось. Скорее всего, связано это было со следующими событиями…

18 мая 1915 года Александр Николаевич Брусницын был уведомлен о том, что морская паровая яхта «Астарта» по законам военного времени о военно-судовой повинности привлечена к мобилизации Петроградским Портом. Первоначально речь шла лишь о 4х летних месяцах, но так как война затянулась, а яхта потерпела крушение, то к своему прежнему владельцу она никогда уже не вернулась.

На момент 1915 года в команду экипажа входили: капитан, штурман, 6 матросов, механик-машинист, помощник машиниста, 4 кочегара. В советское время состав команды включал в себя еще и боцмана, рулевых, сигнальщика, кока и содержателя (завхоза).

С этого момента капитаном на яхте становится Николай Александрович Сакелари (1880−1936). Участник «Цусимского сражения», во флоте с 1903 года. Он долго жил на одной из линий Васильевского острова. Его хорошо знали моряки и военного, и торгового флота. После окончания Морской академии с серебряной медалью, он был назначен флагманским штурманом Учебного отряда кораблей Морского кадетского корпуса. А с 1915 по 1918 г. командовал учебными судами «Астарта» и «Рогнеда».

Первую аварию яхта потерпела еще в 1918 году, из-за чего Александр Николаевич не принял «Астарту» обратно (так как состояние яхты абсолютно не соответствовало оценке 1915 года). Детали аварии прописаны в описи по делу «О первой аварии Астарты в сентябре 1918 года (после августовского наводнения в Петрограде затонувшей в бассейне Гребного порта)»:
Возможно, приобретая яхту, Александр Николаевич замышлял, чтобы «Астарта» послужила немного другой цели, не просто развлечению: он стремился попасть в Императорский яхт-клуб, чтобы познакомиться с влиятельными людьми и привлечь дополнительные средства на меценатство и благотворительность. Однако, не смотря на то, что Александр Николаевич был в звании коммерции советника и гласного Петербургской думы и являлся Почетным гражданином Петербурга, он не смог стать частью Императорского яхт-клуба, «Астарта» так и осталась в Невском речном клубе, о чем свидетельствуют заметки из газеты «Русский инвалид» № 140 от 28 июня 1909. К сожалению, Брусницын не был дворянином и не был приближен к императорской семье. Именно эти обстоятельства могли помешать ему приблизиться к цели.

В 1909 году в Петербурге пышно праздновали 200-летний юбилей Полтавской победы. В военно-морском параде принимала участие и «Астарта». «С утра столица была расцвечена флагами, иностранные посольства также подняли над отелями свои государственные флаги. Красавица Нева, начиная от Николаевского моста до С.-Петербургской крепости представляла при великолепной солнечной погоде необыкновенно оживленную картину. Линия судов выстроилась на всем названном протяжении. Здесь были и канонерские лодки: «Гиляк», «Кореец», «Сивуч» и «Бобр», и эскадренные миноносцы: «Пограничник», «Рьяный», и яхты Императорского яхт-клуба «Зарница» и «Данница» и С-Петербургского речного яхт-клуба «Астарта» — писали газеты.
Место зимовки яхты было указано как Гельсингфорс (Финляндия), Сандвинский корабельный док. В Петербурге же яхту швартовали на пристани прямо у Кожевенного завода, по адресу: В. О. Кожевенная линия, 30. Район плавания был определен в Балтийском море.

После того, как «Астарту» перевели в Петербург, она использовалась не так часто, в основном стояла «на бочке» против Николаевского моста. Дальние плавания не устраивались. Александр Николаевич любил свое детище, судя по альбому, подаренному племяннику в день 18-летия — где представлено много семейных фотографий на яхте, но он не был морским волком — его укачивало на воде. К тому же Брусницын не любил бросать свое дело, да и как утянуть с собой в моря купечество? Ходили на «Астарте» только на финские шхеры: спокойно, яхта не сильно качается и компания всегда найдется.
«Все работы, поименованные в акте осмотра от 21 августа 1915 года, надлежащие исполнению Морским ведомством к сроку 15 мая 1916 года — не выполнены. Кроме того вся деревянная обшивка яхты по фальшборту оказалась снятой для полировки».
«С 9 на 10 сентября 1918 года вследствие большой убыли воды, около 2х футов ниже ординара, яхта обмелела и села кормовой частью на деревянную стлань, каковая имеется по всему бассейну,
в тоже время, яхта имеет острое подводное образование безусловно не могла устоять, т.к. стлань не позволяла врезаться корпусу яхты в грунт, а потому она сильно накренилась. От полученного большого крена лопнул правый кормовой перлин яхты и она легла на левый борт. На это место для стоянки яхта была переведена из-за того, что на середине бассейна у продольного бона все сваи
и кусты сорвало и ошвартоваться было не за что. Поставить же яхту на якорь было опасно, тк на него из-за малой глубины могли натолкнуться другие суда. Яхта была переведена на место аварии
в июне 1918 года. Места же стоянки более удобного, как у бона, в Гребном порту нет, в виду отмелых берегов. А поставить в канале нет возможности — будет мешать судоходству, погрузке
и выгрузке, а также подъему и спуску судов в канале» — писал в своем рапорте заведующий Гребным портом Фролов.
Вахтенный журнал последнего плавания яхты «Астарта» за 1921 год
Команда и капитан
На все отправленные о бедствии телефонограммы «Астарта» получила ответы, что никто быстро приехать и помочь не сможет. На Сан-Галли не оказалось ни спасательных средств, ни лоцмана, на Шепелевом маяке тоже. Из села Лебяжье ответили, что прибудут не ранее чем через 2−3 часа. За это время яхту совершенно разбило о камни, о чем было сообщено смотрителем маяка в село Лебяжье старым лоцманам. В 8.40 начался перевоз команды и вещей на берег, заведовали этим командир и комиссар на яхте и помощник капитана на берегу.

О происшествии доложили начальнику лоц-дистанции Кронштадского порта для высылки буксира для снятия «Астарты» с мели. От начальника службы связи «Красная горка» был получен ответ в 13 часов о высылке 2х буксиров. К этому времени была окончена перевозка команды и вещей. Команда и слушатели курсов временно разместились в помещениях службы маяка.

Чертежей «Астарты» не сохранилось в архивах России, т.к. их не было у Брусницына изначально (они его не интересовали при покупке). По этой причине в 1921 году яхту не смогли восстановить. После — из затонувшей яхты сделали плавмаяк, который установили при входе на Кронштадский корабельный фарватер*. До сегодняшнего дня «Астарта» не сохранилась: после 1963 года она была разобрана на металлолом, как устаревшая.
Такова трагическая история яхты, названной именем финикийской богини любви и плодородия Астарты. Приверженность своей богине финикийцы распространили на все Средиземное море, а её символом был голубь.
Фарватер — это безопасный, обозначенный на карте
и на местности путь для судов по водному пространству (реке, морю, каналу). Его ключевые характеристики — достаточная глубина, отсутствие подводных препятствий и чёткая маркировка береговыми знаками, буями или бакенами, которые указывают судоводителям границы «дороги».
Текстовые источники:
1. РГАВМФ Ф. Р-2239. Оп. 1. Д. 6245 «Астарта'», посыльное судно (б.яхта) на рейде.
2. РГИА. Ф. 95. Оп. 7 Д. 1987. Отдел торгового мореплавания. I отделение.
Об установлении стоимости парохода «Астарта», принадлежащего А. Н. Брусницыну
в Петроградском присутствии по портовым делам.
3. ЦГИА СПб. Ф. 1482. Оп. 1. Д. 645. О привлечении по военно — судовой повинности паровой яхты «Астарта», принадлежащей А. Н. Брусницыну, 1915 г.
4. РГАВМФ. Ф. Р-172. Оп.2−1. Д. 311. «Астарта» - учебное судно Балтийского флота.
5. РГАВМФ Ф. Р-459. Оп. 1. Д. 32. О яхте «Астарта».
6. РГАВМФ Ф. Р-300.Оп.1. Д. 88. О расследовании причин аварии ях. «Астарта».
7. РГАВМФ. Ф. Р-1. Оп. 3−1. Д. 921. Отзывы управления на акты обследования причин аварий яхты «Астарта» и ледокола «Ворон». Копии.
8. РГАВМФ. Ф. Р-121. Оп. 1. Д. 12. Переписка со Штабом старшего морского начальника в Петрограде, с Управлением ВМУЗа, командирами учебных судов ''Астарта''
и ''Океан'': о состоянии и подготовке «Астарты» к плаванию, об укомплектовании
её команды личным составом, об обстоятельствах аварии судна.
9. РГАВМФ. Фонд 408, Опись 1, Д. 2929 Скорбные листы и санитарные билеты нижних чинов посыльных судов «Чайка» и «Астарта».
10. РГАВМФ. Фонд 870, Опись 1−5, Д. 58 937 Астарта. (книга 1)
11. РГАВМФ. Фонд 870, Опись 1−5, Д. 58 938 Астарта. (книга 2)
12. РГАВМФ. Фонд 989, Опись 4, Д. 676 Списки рядовых и унтер-офицеров
посыльного судна «Астарта».
13. Д.Лухманов. Жизнь моряка. — Ленинград: Лениздат, 1985. — 509 с.
Авторы:
Дизайн и разработка страницы – Ирина Танага
Текст – Людмила Сафонова
3D модель – Марина Рудакова

Фотографические источники:
1. РГА ВМФ Фонд Р-2239, Опись 1, Ед.Хр.6245 «Астарта»,посыльное судно
б.яхта) на рейде. 
2. Фотографии из семейного архива потомков Брусницыных - Головиных
3. Фотография Д.А.Лухманова (wikipedia.org)

Дополнение: все фотографии были дополнительно отреставрированы с применением ИИ
Темы выставки: