Дом призрения
Николай и Александр Брусницыны
В 1895–1897 годах в честь 50-летия основания завода и в память об усопших родителях, Николае и Елене Брусницыных, братья Николай, Александр и Георгий Брусницыны приняли решение возвести на Косой линии Дом призрения.
П. Ю. Сюзор
(1844-1919)
Стиль Сюзора отличался эклектикой: он умело сочетал элементы кирпичного стиля с ренессансными и готическими мотивами.
Известные постройки архитектора П.Ю. Сюзора:
При Доме призрения также были обустроены:
мусоросжигательный заводик
прачечная
учебные мастерские
трехэтажная больница
с квартирами для врачей
1
2
3
4
5
школа для детей-сирот
Он спроектировал около
ста зданий в городе —
от доходных домов
до общественных
и промышленных построек,
оставив заметный след
в архитектуре Петербурга
Автор проекта — архитектор
и академик Императорской Академии художеств Павел Юльевич Сюзор (1844–1919), один из ведущих зодчих Петербурга второй половины XIX века.
Дом компании «Зингер»
(ныне Дом книги)
на Невском проспекте, 28
Здание Общества
взаимного кредита
на канале Грибоедова, дом 13
Доходный дом
на ул. Достоевского
Архитектурные особенности
Дома призрения Брусницыных решён в традициях эклектики. Фасад ритмично разделен высокими, узкими оконными проёмами. Окна второго и третьего этажей вытянуты и создают вертикальный визуальный ритм. На уровне последнего этажа — окна с более выраженным декоративным обрамлением.
На окнах установлены решётки ручной работы с изящным орнаментом
Ангелочки-путти, размещённые в нишах верхней части фасада, напоминают традиции барочной и классической архитектуры.
Для здания они стали символом христианского милосердия и заботы семьи Брусницыных
о сиротах и престарелых.
Николаевская церковь
Особый декоративный элемент интерьера — мозаика из метлахской плитки
На 3-м этаже дома Призрения с разрешения Его Императорского Величества была возведена церковь, освященная в 1897 году в честь Николая Чудотворца.
Резной дубовый иконостас изготовила мастерская
А. И. Циммермана, а иконы написал профессор Императорской Академии Художеств Николай Андреевич Кошелев
В России плитка широко использовалась в эпоху модерна и эклектики, особенно в подъездах доходных домов, особняках и общественных зданиях конца XIX — начала XX в.
Метлахская плитка получила название от немецкого города Метлах, где располагалась фабрика Villeroy & Boch, одной из первых начавших массовое производство подобной керамики.
высокая прочность и износостойкость, что делало плитку популярной для общественных помещений.
геометрические и растительные орнаменты (ромбы, квадраты, звёзды, цветочные мотивы)
1
2
3
небольшие квадратные элементы
Характерные особенности метлахской плитки:

Н. М. Кошелев
Икона стала главным образом Никольской церкви. Богородица изображена с Младенцем на руках, в белом плате и сиянии света, к Ней обращаются ангелы и страждущие.

В композиции чувствуется влияние Васнецова и Неффа, но Кошелев создал более мягкий и человечный образ — символ утешения и милосердия.
Сюжет иконы Н. А. Кошелева «Благословение Спасителем детей» связан с евангельским эпизодом, когда Христос благословляет детей, говоря: «Пустите детей приходить ко Мне».

На иконе Спаситель изображён в момент благословения — вокруг Него стоят дети, протягивающие руки, а лица их исполнены доверия и света.

Этот образ был особенно близок воспитанникам приюта: перед ним молились сироты и престарелые рабочие, находившие здесь утешение и заботу.
Икона Божией Матери
«Всех скорбящих Радость»

Икона «Благословение Спасителем детей»

Церковь закрыли 28 сентября 1922 года. Сегодня в здании Дома призрения размещается Морская академия имени адмирала С. О. Макарова.
А резной дубовый иконостас
из Дома призрения работы Циммермана и две иконы Н. А. Кошелева чудом сохранились и поныне находятся в Казанской церкви.
Правила Дома призрения:
7:00 - подъем, молитва
8:00 - завтрак, чай с ситным (хлебом)
9:00 - занятия
12:00 - обед из трех блюд
16:00 -чай с ситным (хлебом)
20:00 -ужин и отбой
Быт в Доме призрения Брусницыных был строго организован и подчинён чёткому распорядку, отражавшему дух дисциплины и заботы.

День воспитанников начинался и заканчивался по установленному графику, где сочетались труд, молитва и обучение.

Дети старшего возраста назначались дежурными по кухне, столовой и прачечной. А призреваемые взрослые — следили за чистотой в спальнях
и уборных. Девочки занимались шитьем и рукоделием. Мальчики — сапожным, токарным и переплетным делом.
Больше о Брусницыных