Завод Брусницыных
Краснокирпичные корпуса объединяют мощь производства и архитектурную выразительность, превращая фабрику XIX века в символ индустриальной эпохи Петербурга. История завода — это почти полвека непрерывных перестроек и расширений. Каждый новый архитектор вносил свои черты, формируя облик промышленного гиганта, который стал архитектурной летописью XIX века.
Завод Брусницыных — сердце промышленного ансамбля на Васильевском острове
расширение провёл архитектор Е. Е. Аникин
по проекту архитектора А. С. Андреева было возведено основное здание фабрики
архитектор А. И. Ковшаров возвёл новый производственный корпус у западной границы территории. В его облике проявились черты кирпичного стиля и раннего модерна: крупные застеклённые арки и подчеркнутые угловые лопатки
перестройка после пожара 1891 года и расширение архитектором В.И. Тимофеевым окончательно сформировало архитектурный облик завода
конца XIX века
со стороны Детской, Кожевенной и Косой линий архитектор А. Р. Гешвенд возвел новые корпуса в стиле классицизма. Позднее часть этих зданий была снесена или перестроена
Эклектика
Ренессанс
пояски
на фасадах
рустованные пилястры
Барокко
богатое обрамление окон
динамика силуэта

центральная
ось симметрии
в композиции здания
Классицизм
четкий ритм окон
стройная симметрия
Фасад завода
После революции завод Брусницыных был национализирован. В 1919 г. он был переименован во 2-ю кожевенную фабрику, потом во 2-й государственный кожевенный завод, а в 1922 г. ему было присвоено имя А. Н. Радищева... Завод вошёл в сеть государственных кожевенных предприятий и продолжил выпуск продукции уже под советским управлением. Рабочие проводили по 12–14 часов в цехах. Постепенно рабочий день был сокращен до 8-10 часового
Новая жизнь завода
Промышленные корпуса строились из кирпича — это был наиболее рациональный и выразительный материал XIX века
Его выбирали по четырём причинам:
Кирпич как основа
На заводе рабочие обрабатывали сырые шкуры: очищали, дубили, промывали и сушили их на вращающихся барабанах и сушильных рамах. Каждый этап требовал силы и точности — от ручной обработки до сортировки готовой кожи.
кирпич не горит, что было критично для кожевенного производства
Пожаробезопасность
1
Дешевизна 
2
массовое производство удешевило строительные работы
Доступность
глину можно было добывать рядом со стройкой
3
Эстетика 
в «кирпичном стиле» XIX века материал становился декоративным: узоры кладки, карнизы, пояски и фигурный кирпич формировали выразительный облик фасадов.
4
Больше о Брусницыных